Ответы на вопросы
Какие необходимы документы для разрешения работать в России гражданину Республики Армения. Сколько времени он может пребывать на территории России и какие действия ему нужно совершить для законного проживания?
Вопросы порядка въезда в Российскую Федерации, временного пребывания граждан Республики Армения на период их трудовой деятельности в РФ, регламентируются в основном Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9″О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» с учетом положений «Договора о Евразийском экономическом союзе»(Подписан в г. Астане 29.05.2014).
10 октября 2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе присоединилась Республика Армения, соответствующий Договор о присоедини ратифицирован Российской ФедерациейФедеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 420-ФЗ.
На сегодняшний день членами Евразийского экономического союза являются:
-
Российская Федерация;
-
Республика Армения;
-
Республика Казахстан
-
Кыргызская Республика
Серьёзным достижением Союза является создание единого рынка труда, обеспечивающего равные права при трудоустройстве в любом государстве-члене Союза. Теперь граждане государств участников Союза не обременены необходимостью получения визы и разрешительных документов на трудоустройство, в то время как гражданам других государств необходимо получать такие документы.
Договором Евразийского экономического союза предусматривается социальное обеспечение (кроме пенсионного), а также налогообложение доходов для трудящихся государств- членов Союза, на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан России.
Стоит отметить, что изменились в лучшую сторону и условия пребывания трудовых мигрантов: граждане Союза и члены их семей могут находиться на территории стран Союза не более 90 суток, из них 30 суток без регистрации (граждане других государств обязаны пройти процедуру миграционного учета в течение 7 рабочих дней).
Следует также отметить, что Договор о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках Союза (включая Армению) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.
Граждане Республики Армения, въезжающие на территорию России для целей осуществления трудовой деятельности, обретают на территории РФ статус временно пребывающих иностранных граждан в качестве трудовых мигрантов — граждан-государств членов Евразийского экономического Союза.
Следовательно, для въезда на территорию России в целях работы гражданину Армении не потребуется получения виз, патентов и других документов.
Таким образом, как мы видим для граждан государств Союза предусмотрен ряд послаблений в экономической, социальной и миграционной сферах. Для обретения статуса легального трудового мигранта на территории РФ, гражданам государств Союза, включая Республики Армения, для оформления режима законного пребывания в России потребуется:
-
Действующий паспорт гражданина Республики Армения;
-
Миграционную карту, составляемую при въезде в РФ, в которой будет указана цель визита – «работа».
В течение 30 суток с даты въезда на территорию РФ (но непозднее истечения 7 рабочих дней после от истечения указанных 30 суток) пройти процедуру миграционного учета в отделе полиции по вопросам миграции по месту пребывания (фактического проживания).
Рекомендуется не затягивать данную процедуру и при намерении пребывания на территории РФ более 30 суток, в связи с риском возникновения каких либо непредвиденных вопросов при оформлении необходимых документов, осуществить миграционный учет не менее чем за две недели до истечения установленного срока.
Следует отметить, что в миграционной карте пограничной службой проставляется дата въезда и дата выезда (до 3 месяцев от даты въезда), однако это не исключает обязанности пройти процедуру миграционного учета в вышесказанный срок, а также возможность пребывания более 3 месяцев от даты въезда на основании заключенного трудового или гражданско-правового договора.
Миграционный учет обеспечивается «принимающей стороной», под которой понимается лицо, предоставившее для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, предназначенное для проживания.То есть, принимающей стороной может быть как родственник, знакомый, у которого иностранный гражданин остановился проживать в РФ или собственник квартиры, жилого дома или иного жилого помещения, в котором иностранный гражданин проживает по договору найма.
В отдельных случаях принимающей стронной может являться также организация (работодатель), в которой трудовой мигрант осуществляет трудовую или иную незапрещенную законом деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Проще говоря принимающей стронной является правообладатель (физическое или юридическое лицо, работодатель, заказчик услуг, которым на праве собственности или ином законом основании принадлежит помещение, в котором иностранной гражданин проживает).Принимающей стронной на период проживания также являются субъекты, предоставляющие гостиничные и санаторно-курортные услуги и т.д.
По общим правилам обязанность представления документов в миграционный орган для осуществления миграционного учета иностранного гражданина возлагается непосредственнона принимающую сторону.
При этом на иностранного гражданина возлагается обязанность предъявить принимающей стороне документ удостоверяющий личность (национальный паспорт), миграционную карту, трудовой или гражданско-правовой договор (если таковой заключен к моменту представления документов на осуществление миграционного учета), документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена Евразийского экономического союза).
Под членами семьи Договор о ЕАЭС определяет — лицо, состоящее в браке с трудящимся государства-члена, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
В свою очередь, принимающей стороне, необходимо представить соответствующий пакет документов для осуществления миграционного учета иностранного гостяв территориальный отдел полиции по вопросам миграции по адресу нахождения жилого помещения.
Основной перечень документов, представляемых для миграционного учета:
-
заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (форма приведена в приложении № 3 к Приказу МВД России от 30.07.2019 N 514);
-
копии всех страниц (имеющих записи, отметки и сведения) национального паспорта гражданина Республики Армения;
-
копию миграционной карты иностранного гражданина;
-
документ удостоверяющий личность принимающей стороны — паспорт гражданина РФ, а также копия документа о праве на квартиру (свидетельство или выписка ЕГРН о праве собственности);
-
копию трудового или гражданско-правового договора, в случае если таковой заключен с приезжим к моменту представления документов на осуществление миграционного учета.
-
копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена Евразийского экономического союза).
Из общего правила имеются следующие исключения, когда сам иностранный гражданин подает уведомление о прибытии в миграционный орган:
-
если иностранный гражданин является собственником жилого помещения (квартиры, дома), находящегося на территории РФ, в которое он прибыл для проживания;
-
если принимающая сторона не имеет возможности самостоятельно отправить такое уведомление в орган миграционного учета (при наличии документального подтверждения уважительных причин).
Подтверждением выполнения обязанности по постановке на миграционный учет является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии, проставляемая сотрудником подразделения полиции по вопросам миграции либо работником МФЦ или организации федеральной почтовой связи.
В отношении трудовых мигрантов, в целях конкретизации сроков их пребывания, рекомендуется представлять документы непосредственно в миграционный орган, так как в этом случае проставляется не только отметка о принятии уведомления, но и отметка о постановке на миграционный учет с указанием конкретной даты действия миграционного учета. Особенно если речь идет уже о продлении сроков пребывания по ходатайству.
Касательно вопроса о сроке законного временного пребывания на территории России необходимо отметить, что такой срок определяется сроком действия трудового или гражданско-правого договора. Однако, на практике при на заключении бессрочного трудового договора или гражданско-правового договора на срок более одного года, как правило органами миграционного учета срок пребывания по миграционному учету проставляется не более одного года со дня въезда на территорию РФ.
Если в течение 30 суток со дня въезда в Россию иностранный гражданин трудоустроился и при представлении документов на миграционный учет были приложены копии страниц соответствующего трудового или гражданско-правового договора, соответственно срок временного пребывания будет составлять на срок до одного года согласно отметке, проставленной миграционным органом в соответствующей отметке отрывной части бланка уведомления о прибытии.
В случае если к моменту представления документов на осуществление миграционного учета у иностранного гражданина так и не будет заключённого трудового или гражданско-правового договора, то срок его временного пребывания (проживания) по данным миграционного учета будет составлять до 90 суток со дня въезда, который указывается в миграционной карте, а также может проставлен в отметке отрывной части бланка уведомления о прибытии(последнее в случае если уведомление представлялось непосредственно должностному лицу миграционного органа). Если до истечения указанного срока гражданин Армении так и не трудоустроится и срок его пребывания по миграционному учету заблаговременно не продлен на иной срок, во избежание нарушений режима пребывания ему придется выехать из России.
Рекомендуется не затягивать этот срок до последнего и определить для себя порог для выезда из России или представления трудового (гражданско-правового договора) договора для продления срока миграционного учета, не менее чем за неделю до окончания срока пребывания!
Однако, если в последующем и до истечения названого срока иностранный гражданин найдет работу (получит заказ), ему необходимо будет представить принимающей стороне такой договор, чтобы та повторно подала непосредственно в миграционный орган ранее упомянутый пакет документов + копию договора и ходатайства (заявления) о продлении срока пребывания приезжего.
В результате постановки на миграционный учет на новый срок будет также выдана отрывная часть бланка уведомления о прибытии, в которой будет проставлена отметка о постановке на миграционный учет с указанием нового продлённого срока пребывания.
В последующем, если срок постановке на миграционный учет истекает, а трудовой или гражданско-правовой договор продолжает действовать, придется повторить аналогичную процедуру, а именно не мене чем за неделю принимающей стороне также необходимо будет представить в миграционный орган ходатайство (заявление) продлении срока пребывания с приложением аналогичного пакета документов.
Здесь нужно обратить внимание на следующий важный момент, что в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора (т.е. увольнения, прекращения работы по каким либо причинам), на основании которого уже был осуществлен миграционный учет и с даты въезда в Россию уже прошло более 90 суток, иностранный гражданин имеет право без выезда в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор. Если этого не произойдёт, иностранный гражданин обязан уже на 16 день от даты прекращения работы (увольнения, расторжения договора на выполнение работ) выехать из РФ, даже если в отрывной части бланка уведомления о прибытии проставлен срок пребывания на больший срок. Это связано с тем, что о расторжении трудового или гражданского договора работодатель (заказчик работ, услуг) уведомляет миграционный орган.
Хотелось бы обратить внимание еще на следующие немаловажные моменты, которые возникают в практике соблюдения режима пребывания иностранного гражданина.
При выезде иностранного гражданина из РФ в период действия трудового договора или гражданско-правого договора (например на несколько дней по семейным обстоятельствам гражданин съездил в Армению) он автоматически снимается c миграционного учета по адресу пребывания (фактического проживания на территории РФ).В этой связи, по возращении в Россию даже в прежнее место фактического проживания, необходимо будет вновь пройти процедуру миграционного учета в аналогичном порядке, но с уже с приложением копии новой миграционной карты, а также ранее выданной отрывной части бланка уведомления с отметкой (которая с даты выезда из России утрачивает силу документа подтверждающего действующий миграционный учет в РФ при повторном въезде). Соответственно, после проведения миграционного учета будет выдана новая отрывная часть бланка уведомления с отметкой о проведённом миграционном учете.
Аналогичная ситуация может возникнуть также и тогда, когда иностранный гражданин не покидал даже территорию региона или города России, например иностранный гражданин, пребывающий в г. Краснодаре, выехал кратковременно в выходные дни на отдых в г. Сочи и разместился там в гостинце.
В связи с тем, что проживание в гостинице является местом пребывания иностранного гражданина, учреждение гостиницы, выполняя обязанности принимающей стороны не позднее рабочего дня, следующего за днем въезда, направило уведомление о прибытии иностранного гражданина в миграционный орган, тем самым осуществив миграционный учет по новому адресу пребывания в г. Сочи, то есть иностранный гражданин в этом момент снимается с миграционного учета по адресу проживания в г. Краснодаре.
Соответственно по возращении иностранного гражданина в г. Краснодар в прежнее место пребывания, необходимо будет вновь пройти процедуру миграционного учета, т.е. принимающей нужно представить в миграционный орган уведомление о прибытии и аналогичный ранее представленному пакет документов, но с приложением предыдущей отрывной части бланка уведомления. После проведения миграционного учета будет выдана новая отрывная часть бланка уведомления с отметкой о проведённом миграционном учете.
Аналогичная ситуация произойдет даже в случае если иностранный гражданин кратковременно изменил место пребывания не выезжая из муниципального образования, ну предположим, что принимающая сторона производит ремонт в квартире и гостю пришлось временно разместиться в гостинице г. Краснодара, находящейся рядом с квартирой. По возращении в квартиру возникает та же самая ситуация, так как он был поставлен на миграционный учет в гостинице, соответственно по адресу квартиры миграционный учет прекратился.
В заключении бы хотел сказать, что адрес фактического проживания и адрес пребывания, указанный в документах миграционного учета (в отрывной части бланка уведомления о прибытии) должен совпадать.
Призываем иностранных граждан, въезжающих в РФ, в том числе из Армении, соблюдать законодательство РФ, устанавливающее режим пребывания в России.
Несоблюдение названных правил миграционного учета иностранных граждан влечет административную ответственность как для принимающей стороны (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ), так и для самого иностранного гражданина (ст. 18.8 КоАП РФ)с возможностью административного выдворения за пределы РФ. При этом не нужно забывать, что в течение пяти лет со дня административного выдворения (депортации) такому иностранному гражданину будет запрещен въезд на территорию РФ.